Что такое MVP
И почему он вам нужен
5 мин
В этом блоке мы поговорим про следующий этап проекта — разработку и тестирование продукта. Это этап так называемого продакшена: в кино на этой стадии проходят съемки.
Подход «делать для людей» подразумевает, что вы как можно чаще должны обращаться к аудитории, собирать обратную связь, проверять гипотезы и улучшать продукт. Поэтому мы не рекомендуем начинать полномасштабную разработку с полной версии продукта. Начните с MVP.
MVP (Minimum Viable Product) — это минимально жизнеспособный продукт, который содержит только самые необходимые функции.
На этом этапе у вас может возникнуть вопрос: но мы же создали и протестировали прототип, зачем нам еще и MVP? Однако прототип и MVP не одно и то же.
MVP — это продукт, пусть и в ограниченном его виде, лишь с частью рабочих функций. Прототип же — лишь модель будущего продукта. Прототип может быть физическим или цифровым и служит для демонстрации основных функций и внешнего вида продукта. Разберем на примере электромобиля Tesla.
Задача MVP — подтвердить или опровергнуть предположения о клиентах и продукте, которые вы сделали на старте. Через MVP вы тестируете, как пользователь взаимодействует с продуктом и готова ли аудитория платить за него. Первые клиенты определят ценность продукта и дадут обратную связь.
Прототип электромобиля мог бы представлять собой полноразмерный макет автомобиля, выполненный из простых материалов, но при этом полностью передающий внешний вид и внутреннее убранство салона.
MVP Tesla мог бы выглядеть как рабочий автомобиль, но без некоторых опций (например, автопилот, поиск парковки, возврат к водителю, когда он ее вызовет).
Прототип
MVP
Чем разработка MVP вам поможет:
1
Вы быстро проверите концепцию продукта и оцените спрос на него со стороны пользователей.
2
Вы сможете применить итеративный подход — вместо того, чтобы создавать все компоненты или функции одновременно, разделите проект на мелкие этапы (итерации). А значит, сбор обратной связи и улучшения тоже будут происходить чаще (после каждой итерации).
3
Так вы сможете ускорить вывод продукта на рынок и и не будете создавать ненужные функции.
4
Вы оптимизируете ресурсы и избежите траты времени и сил на неактуальные вещи, так как сосредоточитесь на минимальном наборе функций, которые обеспечивают ценность для пользователей.
Эти данные помогут вам спланировать дальнейшую разработку продукта или отказаться от него.
Примеры известных продуктов, которые выросли из MVP:
Wildberries
Крупнейший маркетплейс в России. А началось всё в 2004 году с возможности закупать женскую одежду по предзаказу на сайте.
Uber
Популярный сервис заказа такси. Их MVP представлял собой простое приложение для заказа такси без дополнительных функций, таких как отслеживание поездки или оплата картой.
Фильм «Майор Гром: Чумной Доктор»
Вышел на экраны в 2021 году. Однако до съемок полного метра продюсер фильма Артём Габрелянов решил начать с MVP — в 2017 году он выпустил короткометражку «Майор Гром». Фильм получил преимущественно положительные отзывы и теплый отклик зрителей, и это дало зеленый свет для съемок полноценного фильма. В итоге «Майор Гром» стал успешной медиафраншизой.
как разработать MVP
Разберем путь, который нужно пройти при разработке MVP, на примере службы доставки еды.
Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Шаг 4
Шаг 1. Составьте карту пути пользователя (customer journey map, CJM)
Путь пользователя — это последовательность действий, которые пользователь совершает при использовании продукта. Путь начинается с осознания проблемы и заканчивается ее решением.
С помощью CJM вы проследите, какие шаги пользователь будет делать и зачем. Это поможет решить, какой минимальный набор функций вам нужен для MVP, чтобы клиент смог оценить продукт.
Пример того, как может выглядеть CJM (customer journey map)
путь клиента, когда он использует службу доставки еды:
1
Пользователь хочет есть, но не может приготовить сам.
2
Он заходит на сайт сервиса доставки еды.
3
Выбирает блюда из меню, добавляет их в корзину.
4
Переходит к оформлению заказа, указывает адрес доставки, выбирает способ оплаты.
5
Ожидает подтверждения заказа.
6
Получает уведомление о готовности заказа и ожидает курьера.
7
Встречает курьера, проверяет заказ, оплачивает его (если не была произведена предоплата).
8
Получает заказ и наслаждается вкусной едой!
Шаг 2. Приоритезируйте функции
Выстройте порядок важности функций с точки зрения пользователя. Для этого есть несколько способов (их можно комбинировать):
В нашем примере самыми важными функциями для клиента будут возможности выбрать еду через меню, оформить заказ через корзину и получить еду. А вот оплата картой на сайте не так важна: клиент может расплатиться лично.
1
Опросы, интервью или фокус-группы — это группы людей, собранные для обсуждения продукта. Ее участники высказывают свое мнение, делятся опытом, дают обратную связь.
2
Принцип Парето: 20% усилий дают 80% результата. Нужно выбрать тот минимум, который покроет максимум потребностей клиентов. Это лучше визуализировать: нарисовать два столбца — «Функциональности» и «Потребности», вписать туда пункты и соединять их линиями. Функции, от которых идет наибольшее количество линий – главные.
Шаг 3. Оцените, где можно уменьшить расходы
Изобразите две оси, где горизонтальная будет отображать увеличение сложности реализации конкретной функции, а вертикальная — путь от желательного к обязательному.
Старайтесь тратить меньше денег. Отсекайте лишнее, не тратьте много времени на дизайн, иллюстрации.
В этом вам поможет матрица приоритетов: MVP = обязательно + просто.
Раскидайте выбранные вами функции на этой схеме, отвечая на 2 вопроса:
  • Сложно это или легко для реализации? (Для ответа на этот вопрос вы можете взять консультацию у опытных людей, показав им ваши наработки).
  • Желательно это или обязательно для пользователя? (А тут помогут уже ваши исследования и, конечно, опросы и интервью).
В нашем случае можно не тратить деньги на дорогого фотографа и отснять блюда самостоятельно. Можно сократить количество блюд до минимума. А еще можно поступить, как компания Spring когда-то: на этапе MVP они не стали нанимать поваров и открывать кухню, а развозили еду, приготовленную в другом ресторане.
Вероятнее всего, эти функции не пригодятся вам даже в полноценном продукте. Они отберут массу ресурсов, при этом пользователи смогут обойтись и без них. Смело отсекайте их — они сэкономят бюджет и время без ущерба для продукта.
Желательно и сложно
Такие функции лучше отложить до полноценной разработки продукта. Возможно, найти пути их упрощения. Есть риск, что для реализации этих функций понадобятся крупные инвестиции и долгое тестирование.
Обязательно и сложно
Эти функции не добавляют ценности продукту, но при этом не будут лишними. Например, возможность выставлять оценки ресторанам. С одной стороны пользователи могут влиять на рейтинг, с другой стороны особой ценности приложению эта функция не добавит.
Желательно и просто
Эти функции и должны стать основой вашего MVP.
Обязательно и просто
Шаг 4. Протестируйте
Покажите MVP команде, друзьям и знакомым, чтобы получить обратную связь. Затем покажите его реальным пользователям и узнайте их мнение. Используйте полученные комментарии, чтобы улучшить MVP, а затем снова проведите тестирование. Продолжайте этот цикл, пока не убедитесь, что идея — работает.
Проверьте знания, полученные в ходе изучения этого урока. О разработке и тестировании MVP подробнее расскажут в видео наши эксперты: Кирилл Алёхин, Иван Шумилов, Виталий Арестов и Сергей Седых.