Дизайн-мышление в действии: как применить на своем проекте
8 мин
Из прошлого урока вы усвоили важное правило разработки: делайте не для себя, а для людей и решайте своим продуктом их реальные проблемы. Следовать этому правилу поможет дизайн-мышление.
Дизайн-мышление (design-thinking) — методология решения задач, ориентированная на человека. Ее применяют, чтобы преодолеть стереотипы и решить задачу творчески.

Центральное место в дизайн-мышлении занимают люди. Человек, который в чём-то нуждается, о чём-то мечтает, хочет решить проблему, — вот отправная точка этой методологии. И в этом ее ценность и причина популярности, ведь подход помогает придумать продукт, опираясь на реальные потребности клиентов, их проблемы и желания.

Как мы уже упоминали, дизайн-мышление поможет найти свежие идеи для продуктов и проверить реалистичность тех, которые у вас уже есть.
В дизайн-мышлении вы последовательно работаете с четырьмя вопросами:
Как работает дизайн-мышление
исследуете существующую реальность.
представляете новое будущее.
«Что есть?» 
«Что если?» 
делаете выбор идеи.
«Что цепляет?» 
проверяете гипотезы.
«Что работает?» 
Пройдем поэтапно процесс дизайн-мышления на примере одной IT-компании. Команда лучших специалистов — назовем ее для краткости «Лидеры» — получила задание придумать идею абсолютно нового продукта. Не было понимания, что за проблема, куда копать и как с чистого листа придумать проект.
Это этап эмпатии, когда вы выясняете, для кого же будете разрабатывать продукт. Вы ищете ответы на вопросы: «Что беспокоит и тревожит человека?», «Что человек чувствует, когда происходит какое-то событие?», «Почему человек поступил так, а не иначе?» и так далее.
Этап «Что есть?»
Вопрос «почему» нужно задавать до тех пор, пока не будет выявлена главная боль.
Ребята из IT-компании выдвинули гипотезу, что на людей негативно влияет цифровое пространство, вызывая различные проблемы. Чтобы проверить это предположение, команде нужно было собрать информацию о людях. «Лидеры» решили найти респондентов через соцсети: опубликовали пост о том, что ищут людей для интервью. Из множества откликов выбрали 20 человек, с которыми хотели бы пообщаться.
Изучить людей
Изучить свои ощущения
Систематизировать данные
Опросы и глубинные интервью
1
Спрашивайте и слушайте людей: они расскажут о себе и своих проблемах гораздо больше, чем об этом будет указано в отчетах. Когда опросите хотя бы 10−15 человек, сможете выделить, какая проблема их объединяет. Живое общение с людьми даст вам самую достоверную информацию. Поэтому ребята из команды «Лидеры» встретились с выбранными кандидатами лично.О том, как проводить глубинные интервью, вы сможете прочитать в дополнительных материалах.
Какие инструменты помогут изучить людей:
Анализ информации из социальных сетей, форумов и других интернет-источников
2
Найдите отчеты о трендах, опросы аудитории и другие источники информации, которые помогут сформировать общее представление о людях и проблеме.
Наблюдение
3
Наблюдайте за людьми в тот момент, когда они разбираются с жизненной ситуацией, для которой планируется создавать продукт. Этот инструмент подойдет, если вы примерно понимаете или нащупываете проблему.
Карта эмпатии (empathy map)
1
Попробуйте пройти путь в «чужих ботинках» — поставьте себя на место другого человека. Постарайтесь осознанно получить тот же опыт, что и он: прочувствуйте его трудности и радости. После этого составьте карту эмпатии: чем человек гордится, чего боится, что чувствует. Шаблон карты эмпатии будет доступен в дополнительных материалах.
Какие инструменты помогут изучить свои ощущения и включить эмпатию к людям:
Персоны
2
Создавайте персон — вымышленных героев, образ которых складывается, когда в результате исследований у вас появится картина происходящего. Так вы легче достигнете понимания клиентов, лежащего в основе дизайн-мышления. Рассказывайте истории вместо составления списка из пунктов. Продуманному, «глубокому» (пусть и вымышленному) герою хочется сопереживать, тогда как обезличенныe характеристики аудитории не вызывают эмпатии. Шаблоны для описания персон вы найдете в дополнительных материалах.
Какие инструменты помогут систематизировать данные:
Майнд-мэппинг (инструмент, также известный как диаграмма связей или ментальная карта)
позволяет структурировать и визуализировать большой объем информации. Для этого вы записываете данные в виде диаграммы, используя стикеры. Затем вы группируете повторяющиеся элементы и вместе с командой анализируете каждую группу, чтобы найти в ней полезные идеи и выводы. Взглянем на пример:
В результате вы сможете объединить инсайты и на основе схемы сформулировать конкретные проблемы людей. Ребята из команды «Лидеры» выделили 10 направлений, где они увидели трудности и переживания людей. Дальше они проанализировали, что участники исследования упоминали чаще всего, и выявили две главные проблемы.
В правильно сформулированной проблеме всегда есть напряжение, которое объясняет не только желание человека, но и его страхи. Знание этих страхов помогает создавать продукты, которые повышают качество жизни. Так, благодаря пониманию, как много времени и усилий уходит на домашние дела, изобрели посудомоечную машину, пылесос, микроволновку, отпариватель.
Пример хорошо сформулированной проблемы: многие люди в середине жизни осознают, что выбрали неверную профессию, но боятся, что уже поздно что-то менять.
На этой стадии вы придумываете, как решить проблемы людей, выявленные на прошлом этапе. Для решения каждой проблемы нужно придумать не менее 2−3 идей. Чем больше, тем лучше!
Этап «Что Если?»
Мозговой штурм
1
встречи, на которых команда придумывает идеи в ходе обсуждения и развивает предложения друг друга. Используйте принцип «Да! И…» — не критиковать чужие идеи, а дополнять и помогать развивать. Подробнее о том, как проводить мозговой штурм, вы сможете прочитать в дополнительных материалах.
Какие инструменты помогут генерировать идеи:
Затем нужно проанализировать все придуманные идеи и сузить круг возможных решений до нескольких наиболее перспективных.
Метод шести шляп
2
это способ принятия решений, когда проблему рассматривают с помощью шести цветных шляп, которые отвечают за разные подходы (творческая шляпа, оптимистическая шляпа и другие). Подробнее — в дополнительных материалах.
Майндмэппинг
1
о нём вы уже знаете. Майндмэппинг позволит сгруппировать похожие идеи.
Какие инструменты помогут сгенерировать и выбрать идеи:
Диаграмма Венна
2
поможет распределить идеи на группы по важным характеристикам. В результате вы выявите решения, которые одновременно ценны для бизнеса, полезны людям и технически реализуемы. Достаточно выбрать 2−4 идеи. Подробнее об этом инструменте читайте в дополнительных материалах.
Финальным этапом стадии «Что если?» будет разработка концепций. На основе идей которые вы отобрали, опишите ключевые составляющие концепции: суть решения, преимущества и ценности, необходимые технологии, команда, критерии оценки успешности проекта, предположительные сроки, расходы и т. д

Для наглядности расположите ключевые характеристики и идеи каждой концепции на стенах, как в художественной галерее. Здесь же вы можете описать уникальное торговое предложение вашего решения.

Результат этапа — 2−4 концепции, которые вы будете дальше развивать и тестировать. Выбор позволит вам сосредоточиться на наиболее многообещающих вариантах и избежать распыления ресурсов на слишком большое количество проектов.
Это этап проверки ваших предположений. В этом вам помогут прототипы.
Этап «Что цепляет?»
Прототип
Это образец, модель продукта, визуальное воплощение вашей концепции. Задачи прототипа — проверить, решает ли он потребность клиента через ключевую механику, которая заложена в него.
Создавайте прототипы часто
Это нужно, чтобы протестировать свои идеи и получить информацию, а не проверить эффективность законченного продукта. Вы сможете определить удачные элементы, а также области, которые можно исправить.
Создавайте прототипы из подручных материалов
Прототипы нужно делать быстро и дешево, чтобы не жаль было отбросить идею, если она окажется нерабочей.
Нарисовать, склеить, собрать руками (например, модель самодельного робота, собранная из деталей конструктора)
Собрать цифровую версию при помощи специальных сервисов: например, разработать несколько экранов мобильного приложения на invisionapp.com или axure.com
Как вы можете сделать прототип:
Создать прототип в Sketch3 (редакторе для разработки дизайна интерфейсов), в Figma (универсальном онлайн-редакторе для дизайнеров), в Pixso (аналоге Figma): например, спроектировать структуру сайта, эскиз игровой сцены, брошюру
Описать каждое действие пользователя в сценарии: собрать страничку в текстовом редакторе, где будет указано, какой путь проходит клиент от попадания на сайт до оплаты товара
Dropbox — онлайн-хранилище для файлов. Вместо того чтобы сразу сделать сложное приложение, компания решила проверить спрос с помощью пояснительного видео. В трехминутном ролике авторы идеи показывали, как будет работать Dropbox и какие функции он сможет выполнять. Пользователям предлагали подписаться на рассылку, чтобы первыми узнать о запуске сервиса. За одну ночь количество регистраций увеличилось в пять раз. И это при том, что тогда у компании не было фактического продукта. Оказалось, что ролика о решении выпустить приложение было достаточно для продажи идеи клиентам.
Пример из мировой истории
На этом этапе вы проверяете ваши гипотезы через прототип: смотрите, как потенциальные пользователи будут взаимодействовать с прототипом и собираете обратную связь.

Ребята из «Лидеры» сделали несколько кликабельных макетов интерфейсов в Figma (программа для дизайна). Они давали прототип потенциальным клиентам, ставили перед ними задачи на взаимодействие с ним и наблюдали за манипуляциями и реакциями. Так они сразу видели, какие сложности возникали при контакте с прототипом.

Во время тестирования прототипов вы можете спросить людей, может ли ваше предложение решить его проблему? Купили бы они такой продукт? Но не пытайтесь продавать: ваша задача — получить честную обратную связь.
Этап «Что работает?»
После получения фидбэка вы можете доработать прототип и снова его протестировать. Даже если первый тест показал, что идея неинтересна людям, не расстраивайтесь. Пробуйте снова! В дизайн-мышлении приветствуются ошибки, ведь они могут привести к незаурядному решению.
Джеймс Дайсон — дизайнер, изобретатель, основатель и глава компании Dyson. Чтобы создать свой знаменитый пылесос G-Force, Дайсону понадобилось 15 лет и 5127 прототипов. Сейчас изобретатель обладает состоянием в 3 млрд долларов.

Прочитайте цитату Джеймса Дайсона. Нас она мотивировала не сдаваться и идти к цели. Надеемся, что и вам она поможет поверить в себя.

«Есть бесчисленное количество поводов для того, чтобы изобретатель отказался от своей идеи. К тому времени, когда я сделал свой 15-й прототип, родился мой третий ребенок. Когда дело дошло до 2627-й конструкции, моя жена и я действительно считали каждый пенс. Во время создания 3727-го образца моя жена уже давала уроки живописи для получения хотя бы каких-то дополнительных средств. Это были трудные времена, но каждая неудача подводила меня всё ближе к решению проблемы».
Пример из мировой истории
В результате использования дизайн-мышления у вас будет проверенная идея будущего продукта, в отношении которой вы получили отклик от людей.
Далее вас ждет несколько заданий на самопроверку, а после в подкасте эксперты поделятся опытом и расскажут, какие исследования на старте проекта они проводили. Затем вы сможете закрепить полученные знания, выполнив упражнения в рабочей тетради.