Как поддержать коллегу, который находится в стрессе
3 мин
Наличие одного признака не может однозначно свидетельствовать о том, что человек испытывает цифровой стресс. Чтобы понять, так ли это, необходимо проанализировать ситуацию. Давайте рассмотрим, как это можно сделать.
Представьте: вы заметили признаки стресса у коллеги. Как лидер, вы отвечаете за команду: здоровую атмосферу, эффективную коммуникацию и рабочие результаты. При этом вы не психолог и не психотерапевт. У вас нет компетенций, чтобы диагностировать состояние коллеги и полноценно ему помочь. Но многое — в ваших силах. Разберем на примерах, как действовать в той или иной ситуации.
Виталий — руководитель IT-отдела в компании, Сергей — разработчик. Последние полгода Сергей переделывает базу данных. Он изучает код своих предшественников и кипу документации. А еще в течение дня проверяет рабочую почту, отвечает на входящие письма, созванивается с проектной командой и общается в чатах с заказчиками.
Виталий заметил, что некогда общительный Сергей стал замкнутым и раздражительным. Не ходит с коллегами на обед, на общих созвонах всегда «на негативе». А ребята из отдела жалуются, что он грубо отвечает в переписке. Качество кода Сергея тоже ухудшилось: тестировщики все чаще стали находить ошибки.
Ответить
Как думаете, что делать Виталию в такой ситуации?
Сергей ведет себя нетипично. Раньше он не грубил коллегам и добросовестно выполнял задачи. Возможно, у него неприятности дома или стресс от работы и информационной перегрузки — сложно сказать наверняка. Очевидно одно: для начала стоит поговорить один на один и разобраться, что происходит.
Как думаете, что делать Виталию в такой ситуации?
Первое, что важно сделать лидеру — поговорить и проявить участие. Узнайте больше о ситуации коллеги: что привело к его текущему состоянию и как это связано с работой.
Предложите созвониться или встретиться
Обязательно обозначьте тему и цель встречи. Говорите с позиции заботы, не обвиняйте и не осуждайте:
«Я хочу поговорить с тобой о том, как ты себя чувствуешь. Вижу, что в последнее время ты сам не свой. Для меня важно твое рабочее состояние. Может быть, я смогу чем-нибудь тебе помочь или просто выслушать. Что скажешь?»
Не настаивайте на разговоре
Коллега может быть не готов обсуждать свои чувства. В таком случае, проговорите, что вы открыты к диалогу и готовы дать время коллеге собраться с мыслями. Если же он не против поговорить —выберите удобное для обоих время.
Во время разговора задавайте открытые вопросы
Например: «Что ты чувствуешь?». Такие вопросы предполагают развернутый ответ. Так вы не только дадите коллеге возможность поделиться мыслями, но и точнее определите причину его состояния, а значит, сможете на нее повлиять и снизить влияние негативного фактора.
Мы подготовили для вас небольшую шпаргалку, как выстроить разговор: что говорить, а что не стоит и почему.
Что можно сказать
Что лучше не говорить
«Как ты себя чувствуешь в последнее время?» Так вы проявляете заботу о состоянии коллеги, демонстрируете, что вам не всё равно.
«Как ты себя чувствуешь в последнее время? Ты точно уверен, что чувствуешь именно это?» Такой вопрос покажет, что вы не понимаете и не уважаете чувства коллеги. Можно усугубить его эмоциональное состояние.
«Какие аспекты работы или проекты тебя больше всего беспокоят и вызывают стресс?» Пусть он сам поищет причины своего состояния.
«Может, у тебя информационная перегрузка из-за последнего проекта?» Не делайте вывод за коллегу, не подсказывайте ему ответ.
«Могу ли я поделиться с тобой своими наблюдениями, опытом?» Если получили положительный ответ, поделитесь. Если нет — не настаивайте.
«А вот я в такой ситуации…» Не переводите разговор на себя без разрешения. К тому же ваш опыт — не образец, а у коллеги своя ситуация, даже если чем-то похожа на вашу.
«Что ты делаешь, чтобы справиться со стрессом и перегрузкой на работе? Как отдыхаешь и расслабляешься?» Выясните, что коллега делает, чтобы себе помочь.
«Просто переключись, расслабься» Эта фраза может звучать пренебрежительно: будто вы недооцениваете сложности, с которыми сталкивается коллега. Он может почувствовать себя в изоляции.
«Как думаешь, это в достаточной степени помогает тебе отдохнуть? Что хотелось бы делать по-другому?» Лучше выяснить, насколько удачно работают методы, которые использует коллега.
«Почему ты не справляешься?» Этот вопрос может вызвать вину у коллеги, усугубить чувство неудачи.
«Какие условия помогли бы тебе справиться с текущими трудностями? Чем я могу тебе помочь? Как могу облегчить рабочую нагрузку?» Предложите помощь. Узнайте, какие ожидания у коллеги.
«Держись. Ты справишься» Эти дежурные фразы говорят, когда хотят отмахнуться. Не оставляйте коллегу наедине с его проблемами.
Что можно сказать
Что лучше не говорить
Как ты себя чувствуешь в последнее время? Так вы проявляете заботу о состоянии коллеги, демонстрируете, что вам не все равно.
Как ты себя чувствуешь в последнее время? Ты точно уверен, чувствуешь именно это? Такой вопрос покажет, что вы не понимаете и не уважаете чувства коллеги. Можно усугубить его эмоциональное состояние.
Какие аспекты работы или проекты тебя больше всего беспокоят и вызывают стресс? Пусть он сам поищет причины своего состояния.
Может, у тебя информационная перегрузка из-за последнего проекта? Не делайте вывод за коллегу, не подсказывайте ему ответ.
Могу ли я поделиться с тобой своими наблюдениями, опытом? Если получили положительный ответ, поделитесь. Если нет — не настаивайте.
А вот я в такой ситуации… Не переводите разговор на себя без разрешения. К тому же ваш опыт — не образец, а у коллеги своя ситуация, даже если чем-то похожа на вашу.
Что ты делаешь, чтобы справиться со стрессом и перегрузкой на работе? Как отдыхаешь и расслабляешься? Выясните, что коллега делает, чтобы себе помочь.
Просто переключись, расслабься. Эта фраза может звучать пренебрежительно — будто вы недооцениваете сложности, с которыми сталкивается коллега. Он может почувствовать себя в изоляции.
Как думаешь, это в достаточной степени помогает тебе отдохнуть? Что хотелось бы делать по-другому? Лучше выяснить, насколько удачно работают методы, которые использует коллега.
Почему ты не справляешься? Этот вопрос может вызвать вину у коллеги, усугубить чувство неудачи.
Какие условия помогли бы тебе справиться с текущими трудностями? Чем я могу тебе помочь? Как могу облегчить рабочую нагрузку? Предложите помощь. Узнайте, какие ожидания у коллеги.
Держись. Ты справишься. Эти дежурные фразы говорят, когда хотят отмахнуться. Не оставляйте коллегу наедине с его проблемами.
После каждого вопроса дайте коллеге время для ответа и размышлений. В конце разговора зафиксируйте договоренности: что и как будете делать дальше.
Снизить давление стрессоров
Вы уже поговорили с сотрудником и выяснили, что его беспокоит. Следующий шаг — устранить или снизить давление рабочих и цифровых стрессоров, если причина в них. Решение зависит от ситуации. Главное правило — не навреди.
Усилит стресс
Сделать выговор, уволить
Делать вид, что ничего не происходит
Обсуждать ситуацию с коллегами, стыдить прилюдно
Поможет снять стресс
Дать отгул, отпуск
Снизить нагрузку: делегировать часть задач другому сотруднику
Перевести на новый проект
Давайте узнаем, как закончилась история Сергея и что сделал Виталий.
Виталий поговорил с Сергеем один на один и выяснил, что у разработчика информационная перегрузка. Сергей полгода переделывал старую базу данных. Для этого пришлось очень глубоко погрузиться в задачу и изучить тысячи страниц кода и документации. Ему было нужно время, чтобы вникнуть в работу. Постоянные мелкие правки от заказчиков и онлайн-коммуникации отвлекали и мешали сосредоточиться.
Коллеги договорились, что все входящие правки от заказчика возьмет на себя другой сотрудник. Они скорректировали расписание Сергея: теперь два рабочих дня в неделю свободны от видеовстреч, он может планировать свое время и погружаться в задачи.
Вы узнали, как оказать «скорую помощь» коллеге. Но это не всё, что может сделать лидер для своей команды. Дальше поговорим о профилактике цифрового стресса на работе.
Чтобы закрепить изученный материал, выполните задание.